Ответы на вопросы газеты «Известия»
1
Вопрос: Россия неоднократно выступала за упразднение поста Высокого представителя (ВП) в Боснии и Герцеговине, поскольку эта страна больше не нуждается в нем. Однако члены СБ ООН в июле не поддержали инициативу России и Китая прекратить мандат ВП в 2022 году. Продолжит ли Россия выступать за прекращение мандата Высокого представителя?
Ответ: Отношение России к Аппарату Высокого представителя в Боснии и Герцеговине хорошо известно. Его время прошло.
Отсутствие согласия со стороны Совета Безопасности ООН на самовольное решение наших западных партнеров о назначении «нового Высокого представителя» означает, что номинант, гражданин ФРГ К.Шмидт, не был утвержден на этот пост. Поэтому, с нашей точки зрения, его деятельность нелегитимна.
2
Вопрос: Член Президиума БиГ от сербского народа Милорад Додик заявил, что Республика Сербская (РС) восстановит собственную армию. Как это решение повлияет на дальнейшую реализацию Дейтонских соглашений 1995 года? Как Россия, как страна-гарант Дейтонских соглашений, смотрит на это решение властей РС?
Ответ: Общие вооруженные силы Дейтонским соглашением не предусмотрены. Они были созданы в 2008 г. на основании согласия составляющих Боснию и Герцеговину территориально-административных образований – Федерации БиГ и Республики Сербской – передать соответствующие полномочия на общегосударственный уровень. Другой вопрос, что со стороны Республики Сербской, как утверждают ее представители, согласие было вынужденным из-за массированного давления, скажем так, внешних факторов.
Оппоненты же такой постановки вопроса полагают, что единые ВС утверждены решениями Парламентской ассамблеи БиГ, и никакое одностороннее решение не может на это повлиять.
На наш взгляд, эту, да и другие проблемы, имеющие место в БиГ, можно было бы обсудить в ходе внутрибоснийского диалога. Но он пока, к сожалению, не завязывается.
3
Вопрос: Отказ властей РС от участия в работе общегосударственных политических институтов был вызван решением бывшего Высокого представителя Валентина Инцко ввести закон о запрете отрицания «геноцида» в Сребренице. Это вызвало возмущение среди живущих в БиГ сербов, об этом, в частности, заявил и Милорад Додик. Как, по мнению России, можно разрешить текущий кризис в Боснии и Герцеговине? Возможно ли его урегулировать, отозвав закон, введенный Высоким представителем?
Ответ: Полагаем, что значительная часть ответственности за обострение политической ситуации в БиГ лежит на бывшем Высоком представителе В.Инцко. Какими бы высокоморальными причинами он ни обосновывал свой опрометчивый шаг, все-таки, как опытный политик, он должен был предвидеть его последствия, аукнувшиеся не только в Боснии и Герцеговине, но и во всем регионе. Наши оценки этого решения известны.
Можно ли нивелировать вызванный им крайне негативный резонанс? С моей точки зрения, это крайне непросто в силу прежде всего коренных расхождений взглядов боснийских сторон на суть затронутой решением В.Инцко проблемы и различий в правовой интерпретации сложившейся ситуации.
4
Вопрос: Россия является одним из крупнейших поставщиков природного газа в балканские страны. Как мы сотрудничаем с БиГ по данному направлению?
Ответ: Российский газ поставляется в БиГ на основе договоренностей между ООО «Газпром экспорт» и боснийско-герцеговинскими контрагентами. С 1 января с.г. Республика Сербская закупает российский газ, поступающий по газотранспортной системе Сербии через «Турецкий поток». По аналогичному маршруту газ поставляется и в Федерацию БиГ.
Остается до конца не урегулированным вопрос о задолженности Боснии и Герцеговины перед Россией за поставленный в период 1992-1995 гг. газ, которая составляет порядка 100 млн. долл. США. Этот долг постепенно выплачивается по существующей договоренности между сторонами.
5
Вопрос: В настоящее время обсуждается идея совместного запуска в Зворнике (РС) завода по сжижению газа. Какие еще проекты российские компании реализуют сейчас в БиГ?
Ответ: Открытие такого завода – лишь одна из инициатив, прорабатываемых в контексте расширения газификации Республики Сербской наряду со строительством газовой электростанции в г.Зворник. Эти проекты подробно обсуждались в ходе поездки председателя Правительства Республики Сербской Р.Вишковича в Санкт-Петербург в сентябре с.г.
Взаимный интерес экономических операторов России и БиГ наблюдается во многих отраслях – в торговле, медицине, в области инвестиционного сотрудничества. Эти и другие темы будут рассмотрены в ходе запланированной на 29 октября встречи сопредседателей Межправительственной Российско-Боснийско-Герцеговинской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. В Боснии и Герцеговине успешно работают АО «Зарубежнефть», ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк», входящие в ряд ведущих компаний, в том числе и по налоговым отчислениям.
6
Вопрос: Босния и Герцеговина наряду с Сербией остаются последними в балканском регионе, не вступившими в НАТО. Вступление БиГ в НАТО находится на обсуждении с 2010 г., этот вопрос вновь поднимается в последнее время на фоне вступления в альянс Северной Македонии. Как Россия смотрит на дальнейшее расширение НАТО на Балканах? Как присоединение к альянсу БиГ может повлиять на архитектуру безопасности в регионе?
Ответ: Определение внешнеполитических приоритетов – суверенное право Боснии и Герцеговины. Насколько мы понимаем, в БиГ консенсуса по поводу членства в НАТО в нет.
В этом контексте хотел бы отметить, что в некоторых балканских государствах членство в Североатлантическом альянсе рассматривается как определённая гарантия внутриполитической стабильности. На наш взгляд, такая стабильность, причем не только для отдельных стран, но и для Европы в целом, может быть обеспечена исключительно путем создания системы общеевропейской безопасности, а не расширения НАТО, остающегося инструментом «холодной войны».
7
Вопрос: В прошлом году мир столкнулся с новым глобальным вызовом – распространением коронавирусной инфекции. В этих условиях Россия показала себя как надежного партнера в преодолении последствий пандемии. Как развивалось наше сотрудничество по данному направлению с БиГ?
Ответ: Конструктивно взаимодействуем с боснийско-герцеговинской стороной по тематике противодействия распространению коронавирусной инфекции с самого начала пандемии. В апреле 2020 г. Россия направила в Республику Сербскую бригаду военных медиков, осуществивших дезинфекцию ряда учреждений здравоохранения.
Хотелось бы отметить деятельность АНО «Русская гуманитарная миссия» и ее регионального представительства на Балканах в плане предоставления нашим партнерам гуманитарной помощи в форме лекарственных препаратов.
Республика Сербская была в числе первых, кто обратился к России по вопросу закупок вакцины «Спутник V». В настоящий момент осуществляются поставки по действующему контракту. Насколько нам известно, Правительство Республики Сербской заинтересовано в продолжении такого взаимодействия. В целом, мы открыты к сотрудничеству по этой актуальной теме с потенциальными партнерами из Боснии и Герцеговины.
8
Вопрос: Между Россией и БиГ до сих пор нет прямого авиасообщения. Идут ли переговоры о запуске рейсов между Москвой и Сараево?
Ответ: Вопрос, как говорится, назрел. С одной стороны, правовой фундамент сотрудничества в этой сфере создан. Вместе с тем, немаловажной, если не решающей, является финансово-экономическая составляющая. Надеемся, что по мере улучшения эпидемиологической ситуации, более глубокого ознакомления людей с туристическим потенциалом наших двух стран, укрепления торгово-экономического взаимодействия, в том числе и по линии регионов, этот вопрос можно будет перевести в практическую плоскость.